Сурен Параджанов был единственным сыном легендарного украино-армянского режиссера Сергея Параджанова, известного в Украине благодаря экранизации произведения Михаила Коцюбинского "Тіні забутих предків". Он скончался в Киеве, где до лета прошлого года проживал вместе со своей мамой Светланой Щербатюк. В июне 2020 года на 83-м году жизни Светлана покинула наш мир.
О смерти Сурена Параджанова сообщил в Facebook сообщил грузинский фотограф Юрий Мечитов. Юрий поделилися печальной новостью, а также опубликовал архивный материал: текст письма, которое в 1974 году Сергей отправил сыну из тюрьмы. Отметим, в апреле 1974 Параджанова приговорили к пяти годам заключения якобы за "мужеловство", "мужеложство с применением насилия" и "порнографию".
Наказание режиссер отбывал в Ладыжинской исправительной колонии в Винницкой области.
С мест заключения Сергей постоянно писал сыну. К слову, в 1973 году Параджанов-старший приехал в Киев именно к Сурену, так как он сильно заболел. Об этом узнали власти и арестовали режиссера.
Мысли о состоянии здоровья Сурена не давали покоя отцу даже в колонии. В своих письмах он отмечал, что жить в неволе трудно, но еще труднее жить на свободе, зная, что любимый ребенок болеет.
"Я, еще немного, и не выдержал бы твоего больничного мучения. Ты выдержал свои первые мужские испытания. Береги – себя. Попроси маму обратиться к Николаю Захаровичу или Сурену, или Кулиджанову, чтобы достать путевку, куда тебе надо. Если Трускавец, то это сделает Инна Фуженко", - писал Сергей сыну.
Даже в периоды столь жестоких жизненных испытаний Параджановы не теряли связь и, как могли, поддерживали друг друга - даже теплым словом:
"Дорогой мой сын и друг. Не толстей! Привет всем - деду, Кире Романовне, Юдифь, Валентине Иосифовне и тете Маринке!".
После освобождения Сергей уже не вернулся в Киев, чтобы поселиться рядом с единственным сыном. На протяжении многих лет Параджановых разделяли сотни километров, но это не сломило ни режиссера, ни его единственного наследника.
Позже Сурен так описывал свои отношения с папой:
"Я и сам не знаю, кто я. Дитя любви. Плод любви 16-летней спортсменки, комсомолки, красавицы и 30-летнего гения-армянина, которого считали сумасшедшим гомосексуалистом. Это две разные миры. Один - идейно-коммунистический, а другой ... Даже слов подобрать не могу...Я о мирах, которые меня учили настолько по-разному, что до сих пор вишу между ними. В моей голове настоящий компот. Отец еще в школе это заметил, но было поздно. Мой сын - идиот!" - кричал он, когда мы шли по улице, и шагал вперед. - "Но я не полный идиот", - догонял я его. Для меня это была как игра. Только со временем я понял, что имел в виду папа. Он никогда мне этого не объяснял. Он любил меня беспредельно, во всем мне потакал…".
Место захоронения и дата прощания с Суреном Параджановым пока неизвестна.
Напомним, ранее мы писали, что Не смог победить тяжелую болезнь: умер муж дизайнера Тома Форда.